Цвет:
  • B
  • B
  • B
Шрифт:
  • A
  • A
  • A
  • Arial
  • Times
  • Open Sans
  • Абв
  • Абв
Полная версия

В сфере информационных технологий

Вопрос: Имеют ли право Администраторы и модераторы сайтов или социальных сетей в одностороннем порядке редактировать записи Пользователей, блокировать или удалять страницы пользователей?

Ответ: Как правило, отношения Пользователей различных сервисов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, включая социальные сети («Вконтакте», «Одноклассники», «Мэйл.ру» и другие) и отдельные сайты носят характер гражданско-правового договора присоединения с Администрациями данных сайтов и сетей. Порядок заключения таких договоров регламентирован ст. 428 Гражданского кодекса Российской Федерацией. В соответствии с данной нормой условия договора устанавливаются в одностороннем порядке Администрацией сайта и содержатся в Пользовательском соглашении (Правилах пользования сайтом).

В соответствии со ст. 428 ГК РФ и Пользовательским соглашением (Правилами сайта) Пользователи сайта могут направить свои обращения, предложения и претензии к Администрации сайта. В случае не достижения согласия, споры, связанные с исполнением гражданско-правового договора, разрешаются в судебном порядке по заявлению заинтересованной стороны.

Законом предусмотрено право Пользователя на судебное обжалование спорных положений Пользовательского соглашения до заключения договора (до момента регистрации на сайте или в сети). На практике попытки Пользователя понудить Администрацию сайтов изменить спорные положения Пользовательского соглашения встречаются крайне редко. Пользователи обычно соглашаются с правилами пользования сервисами Интернет-ресурсов.

Надеемся, что по мере развития правовой культуры Администраторы и владельцы сайтов будут выдвигать более демократичные условия Пользовательских соглашений, а Пользователи научатся защищать свои права в судебном порядке.

Федеральные органы исполнительной власти не имеют права регулировать гражданско-правовые отношения граждан-пользователей и лиц, оказывающих им услуги (Администраторов и владельцев указанных сервисов).

Вопрос: Какие меры защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, могут самостоятельно предпринять родители детей и их воспитатели?

Ответ: В соответствии с ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации запрещается распространение информации, за распространение которой установлена уголовная ответственность.

За незаконное распространение порнографических материалов или предметов (ст.с. 242, 242.1 УК РФ), а также экстремистских материалов (ст. 280 УК РФ) в Российской Федерации установлена уголовная ответственность.

Борьба с распространением порнографических и экстремистских материалов в сети Интернет находится в сфере ответственности Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Однако, в настоящее время в законодательстве Российской Федерации отсутствует норма, направленная на запрет распространения информации, пропагандирующей насилие и жестокость по отношению к животным.

Законодательные и исполнительные органы государственной власти осуществляют постоянную систематизацию и совершенствование законодательства Российской Федерации, направленного на пресечение распространения в сети Интернет запрещенной информации.

Минкомсвязь России совместно с другими федеральными органами исполнительной власти разрабатывает проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам регулирования отношений при использовании информационно-телекоммуникационной сети Интернет».

Законопроектом предполагается определить субъекты, представляющие услуги в сети Интернет, их функции и отношения, возникающие между ними, ответственность информационных посредников при незаконном распространении информации, а также установить обязанности операторов связи, оказывающих телематические услуги связи.

Одним из вопросов, требующих своего решения в рамках подготовки законопроекта, является определение того, кто, на каких основаниях и по какой процедуре вправе блокировать информацию в сети Интернет.

В целях противодействия распространению в сети Интернет противоправной информации Комитетом Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, Комиссией Общественной палаты Российской Федерации по социальной и демографической политике и Общественным советом Центрального федерального округа разработана «Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности».

В рамках реализации указанной Концепции принят Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Указанный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, в том числе при обороте информационной продукции, предназначенной для детей, а также устанавливает правовые основы и организационно-правовые механизмы юридической ответственности за невыполнение требований закона.

В данном Федеральном законе закреплены такие успешно апробированные в зарубежной практике правовые механизмы, как осуществляемые на добровольной основе возрастная классификация и предупредительная маркировка информационной продукции, установление ограничений во времени ее теле- и радиотрансляции, иные меры охраны и защиты детей от вредной для них информации.

Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» вступил в силу с 1 сентября 2012 года.

Большую работу по выявлению в сети Интернет сайтов с вредоносной информацией выполняют общественные организации. Одной из таких является Некоммерческое партнерство «Лига безопасного Интернета». Целями этого общественного объединения  являются: полное искоренение опасного контента в сети Интернет, оказание реальной помощи детям и подросткам, которые прямым или косвенным образом  стали жертвами распространения опасного контента в сети Интернет, оказание содействия государственным структурам в борьбе с владельцами интернет-ресурсов, занимающимися созданием и распространением опасного контента: детской порнографии, пропаганды наркомании, насилия, фашизма и экстремизма.

О любых противозаконных действия в сети Интернет можно сообщить в эту общественную организацию по адресу: http://www.ligainternet.ru,  что позволит оперативно принять меры к устранению возникших проблем.

На ресурсе НП «Лига безопасного Интернета» публикуются материалы, посвященные вопросам противодействия распространению негативного контента в сети Интернет. На сайте представлены рекомендации по безопасному использованию Интернета для различных возрастных групп школьников – младших, средних и старших классов, для родителей, для учителей и преподавателей.

Для работы с компьютером юных пользователей можно использовать специальные браузеры, например, Magic Desktop, и Интернет-ресурсы, такие как, www.bibigon.ru, www.tirnet.ru, www.gogul.tv, www.telenyanya.ru.

В целях помощи родителям в вопросах безопасного пользования Интернетом Государственными органами совместно с крупнейшими операторами связи и общественными организациями проводятся различные мероприятия. Для защиты детей от нежелательного контента в сети Интернет создано много сервисов, в том числе проект «Дети онлайн» (http://www.DetiOnline.org). Эксперты проекта помогают детям и консультируют взрослых в ситуациях, связанных с безопасностью несовершеннолетних при использовании Интернета.

На этих сайтах Вы можете познакомиться с большим количеством бесплатных программ по фильтрации контента, с помощью которых Вы сможете оградить своих детей от нежелательной информации.

Время публикации: 25.12.2013 11:48
Последнее изменение: 25.12.2013 11:48